|
||
|
Игорь Баронов (Из цикла “Чтобы помнили”) ВИКТОР МАКАРОВ: “ЖИТЬ ХОЧУ НА УЛИЦЕ ПОЛЕВОЙ” На снимке: Виктор Андреевич Макаров с автором этой статьи. Пенза, лето 1996. Фото Вячеслава Иващенко
Кто из нас с вами, друзья, не болен неизлечимым недугом XX века -
ностальгией? Благо, что поводов для заболевания жизнь предоставляет
достаточно. Словно бы испытывает каждого из нас некая высшая сила, даруя
на краткий миг атрибуты счастья, чтобы однажды отнять и затем наблюдать -
что мы будем делать теперь? Родной дом, отец и мать, друзья, любимый
человек - все то, что держит нас на этой планете, без чего жизнь
превращается в ад. Пока мы живы, мы обречены быть мужественными, ведь
дракон тоски - непобедимое чудовище. Антуан де Сент-Экзюпери, Летчик
Небес, определял зрелый мужской характер как “клубок перекрученных
ностальгий”. Не отчаиваться, что бы ни случилось, как бы велики ни были
потери. Спасаться творчеством, делом. Любить.
Листья пали, и такие
Россия - она всюду, где живет русский человек, где звучит русская речь. Аксиома, которую на своем, подчас горьком опыте испытали почти тридцать миллионов россиян, живущих за пределами своей исторической родины. Виктор Макаров родился в Ленинграде в 35-ом году. А корни его - на Вологодчине. В дни блокады по льду Ладожского озера шестилетний Витя покинул родной город. И хотя потом вернулся, возвращение оказалось временным. Учился в знаменитом “герценовском” педагогическом институте, стал филологом. Но большую часть жизни провел в далеком от России Таджикистане. Подобно многим среднеазиатским городам, этот город был основал и построен выходцами из России. Да и был он, в сущности, частичкой России. В сталинские времена в Душанбе приезжала по комсомольским путевкам молодежь, сюда ссылали репрессированных крестьян и интеллигенцию, а после войны “осело” в плодородных и гостеприимных этих краях множество молодых фронтовиков, лечившихся здесь в госпиталях. Привозили жен, строили дома, заводили детей. Ехали в шестидесятые и семидесятые годы молодые энтузиасты из России - чтобы жить и работать. Благодаря этим “вливаниям” город стремительно рос, здесь сложился своеобразный анклав русской культуры - и литературы в том числе (Душанбе - родина писателей С. Станюковича, В. Войновича). Виктор Макаров - один из тех, кто создавал эту уникальную культуру. Литжурнал “Памир”, книжное издательство “Адиб”, русской редакцией которого Виктор Андреевич руководил... Все это было, было... Наша встреча в Сурске носила отчасти ностальгический оттенок. Печаль, коли есть она на сердце, никакой самогонкой не зальешь. Неужели же нам ничего не осталось кроме воспоминаний?.. ...Удар был нанесен в 1990-м году, вошедшем в историю как время “парада суверенитетов”. Русские (а к ним относились все выходцы из России, независимо от этнического происхождения), жившие в Таджикистане, оказались “оккупантами”, и им пришлось часто под страхом быть убитыми оставлять свои дома и “убираться восвояси”. Начался Исход. Дети “аристократических наций” спасались бегством - в США, Израиль, Германию. Русские же - в Россию, которая отнюдь не стала для них “землей обетованной”.
Я Москвою иду, словно вражеским станом.
Оказался на земле пензенской Виктор Андреевич не случайно - жена его, Тамара, корнями отсюда, хотя долгое время прожила в Таджикистане. Да и особых предпочтений у писателя нет: - Считаю родиной своей всю землю русскую. Сурск мне показался очень милым городком. Никто не пройдет мимо не поздоровавшись, Жизнь попроще (и победнее, разумеется) и потише, чем в областном центре. Да кажется, что и небо здесь голубее и чище, чем в “столицах”. Живут супруги Макаровы, как и многие местные жители, от пенсии до пенсии. Дети уже взрослые - кто где. В квартире, в которой книг больше, чем мебели, очень чисто и уютно, Тамара - хозяйка хлебосольная. После вкусного плова (настоящего таджикского) - русская водочка-самогоночка, неторопливая застольная беседа. А там - прогулки с Виктором Андреевичем по его нынешним владениям - по сурским пригоркам, по красивому, в осень врастающему лесу. И беседы о литературе, он читает свои стихи... Гости в доме писателя (а живет он в предместье городка под названием Николин Хутор) бывают редко. Приходит иногда знакомый художник, по словам В. А., очень интересный человек. Бывает, когда не в разъездах по “святым местам”, сурская писательница Валентина Мищенко. Вот, ныне опять в какой-то монастырь подалась... Когда-то, в дни оные, выходили у В. А. книги. А ныне он пополнил ряды российских писателей, обреченных на “писание в стол”. Рынку потребны сегодня детективы или порнуха. Умные, добрые книги о светлых чувствах не в цене. Есть ли на свете люди, которым нужна традиционная русская литература? Кто даст ответ? - Самое ужасное, что у меня нет никакой надежды, - говорит Виктор Андреевич. Чем мне его утешить? В книжном шкафу - центнер рукописей. Дождутся ли своего часа? Когда совсем уж тяжко становится от скудости ли общения, от монотонности ли бытия в “глубинке”, выбирается Виктор Андреевич в Пензу. Встречается с писателями пензенскими, заходит за новостями в редакцию “Суры”. После Сурска и Пенза - столица. А стихи - они пишутся потом, в бесконечные осенние и зимние вечера. Это - еще и отдых от прозы жизни и от прозы литературной. О Сурске, ставшем почти родным, тоже есть строки:
В городишке, где над фабрикой суконной
Прощаясь с писателем (когда-то еще с ним увидимся в неопределенный наш век?), я пытался придумать слова надежды. И понял, что слова, в общем-то, мало что значат. А жизнь в глубинке немногим печальнее, чем где бы то ни было в России. “Если хочешь быть счастливым - будь им”. Банально, но факт. Страна наша древняя, но дети ее - истинные дети, вечные дети, ждущие заботы и опеки, любви от кого угодно, но не от самих себя. В этом, наверное, и заключен главный секрет счастья России: жить по-настоящему начнем лишь тогда, когда поймем, что никто кроме нас самих не даст нам ни веры, ни надежды, ни любви. Разве ничего этого нет в стихотворных строках, написанных прозаиком Виктором Макаровым:
В застоявшемся городском чаду
ПОСТ-СКРИПТУМ: Виктор Андреевич Макаров умер в начале лета 1998 года и похоронен в Сурске. Было ему 63 года. О судьбе рукописей ничего не известно. Последние прижизненные фотографии писателя были сделаны летом 1997 г. в Пензе фотокорреспондентом газеты “Мир Людей” Вячеславом Иващенко.
|
|
---|---|---|
Copyright © oldjohn, 2002. All Rights Reserved |
|