на страницу "ЛИТЕРАТУРА"на главную

 

 

Design © 2004, Igor Baronov

 

 

Игорь Баронов

МЫШКИНЫ СЛЁЗКИ.Vol.3

маленькое ностальгическое путешествие

(окончание. начало см. в книге МЫШКИНЫ СЛЁЗКИ. Vol.1-2)


Всевышнему Господу и его специализированным проявлениям в видимой Вселенной, в их числе всерокнролльнейшему Гуру Шрй Нарадо Муни, покровителю, герою и излюбленному братку-Doppelganger`у всех музыкантов и беспричинновсемилостивейшему духовному наставнику всех звуковых артелей. А также всем живым существам, населяющим первые 900 измерений.

(Примечание Ш.Г.Д.: изобилие посвящений должно свидетельствовать о неимоверной щедрости автора, что я с удовольствием удостоверяю силой моего духовного авторитета. Спецгород Ауровилль, Индия, 24 ноября 2001 г.)

Под общей редакцией и с псевдонаучными примечаниями (либо без оных) духовного наставника Дедушки Джона, Белого Лебедя Духовных Водоемов Годен До: (в миру — Ильяса Мингазовича Бутяшина), соделавшего это по беспричинной милости и совершенно бесплатно, в силу его следования по духовному пути бхакти. Трансцендентальный заведующий музыкальной частью - Великий Друг Детей и Животных George Harrison (Англия) - мир ему!
 

По-видимому, все персонажи и события, описанные в этой книге, вымышлены. Наверное, все совпадения случайны. Очевидно, за содержание книги автор никакой ответственности не несёт окромя как перед Высшей Сущностью. Вероятнее всего, примечания, комментарии, уточнения и ключи для Тranscendental Мeditation (TM) & Тranscendental Мasturbation (TMb), сделанные автором и Учителем Шрu Годен До в процессе работы над книгой, имеют честь быть напечатанными курсивом.

СОДЕРЖАНИЕ:

143. 1993. ВЕСЕННИЕ ДЕННИЦЫ ДЕДУШКИ ДЖОНА
144. ИЗ ДНЕВНИКА. ДУШАНБЕ. ЛЕТО 1994:
ПЕСНЬ №1
ПЕСНЬ №2.ТЕМ ЖЕ МЕСТОМ ТУДА ЖЕ
ПЕСНЬ №3.СОБАЧЬЕ ХОББИ
ПЕСНЬ №4.ПОРУЧИЦА ТАНЬКА

145. ИЗ ТЕТРАДИ №99. WINTER-SUMMER 1995:
ПЕСНЯ 201-ой ДИВИЗИИ

146. ПРИЗЕМЛЁТЧЕСКАЯ
147. РОЗА ЕВГЕНИЯ
148. ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЗВУКОВАЯ АРТЕЛЬ
149. ПОЛЁТНО-ЭРКЕРНАЯ ЯВЬ
150. ПЛАСТМАССОВЫЙ ЦВЕТОК
151. ДВА ЭТЮДА
152. MEIN KAMPF GEGEN HERR KEIT
153. ДЭВИЩЬКЯ
154. NECRODIPHIRAMBUS
155. СТИХОЛОЖЕСТВО
156. ИЗ КНИГИ «ЖЕНЩИНА КАК АРФА НЕРВНЫХ
157. ВОЛОКОН»: ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ХОТТАБЫЧА. Opus Magnum №2. UNFINISHED
158. ИЗ КНИГИ «ЛЕГЧЕ ВЕРБЛЮДУ»: В ГОРАХ ОПЯТЬ ИДУТ ДОЖДИ
159. ALLES, WAS ODEM HAT, LOBE DEN HERRN!
160. ПЕСНЬ ДРЕВЕСИНЫ

161. ВЕЛИКОЕ УЧЕНИЕ О ВИБРАЦИЯХ
162. ИЗ ДНЕВНИКА. ПЕНЗА. ОСЕНЬ 2000
ЙОКА СО СВОЕЮ ОНОЙ
НАУКА О НЕЗАКОЦАННОСТИ ФИШЕК
1994. ЯНВАРЬ. ДУШАНБЕ
24 ИЮЛЯ 1994. IBIDEM
1994.ОСЕНЬ. ПЕТЕРБУРГ
ДВА РОМАНА
РАССТРЕЛ ОНАНИСТА
ВОЗВРАЩЕНИЕ
95-99. ЖИЗНЬ ПЕРЕМЕНИЛАСЬ
ЗАГОГУЛИНА
ИЗ КНИГИ «КАК СМЫВАТЬ ЭКСКРЕМЕНТЫ?»
МЫ ВЕЧНОЕ ЭХО ДРУГ ДРУГА
ДЕЛЬФИН В АСТРАЛЕ
НА ПРОГУЛКЕ С ХОТТАБЫЧЕМ
ПРОСТИ МНЕ СЛОГ
ТВОРЧЕСТВО
ТАНКИ НА УЛИЦАХ
БЕДНЫЙ РОМА
ЛИЦО ПОРТРЕТА
В КОНЦЕ ПУТИ — В КОНЦЕ ВРЕМЁН
ПОСЛЕДНЕЕ УТРО ПОЛКОВНИКА ВАГИНОВА
ШИБКАЯ ПИСАТЕЛЯ-ПРОЗАИКА
МУДНЫЕ МЫСЛИ


 


ПРИЗЕМЛЁТЧЕСКАЯ

Я ПРОДРОГ СРЕДЬ ХОЛОДНЫХ ПУСТЫНЬ
НО ОКОНЧЕН ПОЛЕТ
МОТОРЫ УМОЛКЛИ НАВЕКИ
ЗАТИХ САМОЛЕТ

ПУСТЬ СТАРЫЙ МЕХАНИК СКОРЕЙ
ЗАЧЕХЛИТ ЕГО
(МАТЬ ЕГО!)
В ТЕПЛЫЙ АНГАР!
ПАЛЬЦЫ УСТАЛИ ВОРОЧАТЬ ШТУРВАЛ
ЭЙ, СТАВЬТЕ СКОРЕЙ САМОВАР!

МЫ БУДЕМ ПИТЬ ЧАЙ С КОНЬЯКОМ
В ЧЕСТЬ ПОКОРЕННЫХ НЕБЕС
МЫ БУДЕМ КУПАТЬСЯ КАК В СЛАВЕ
В ОБЪЯТЬЯХ ПРЕКРАСНЫХ ЗЕМНЫХ СТЮАРДЕСС!

(30.06.95)


РОЗА ЕВГЕНИЯ
 

Жене Шведчикову,клавишнику Звуковой Артели, доморощенному Моцарту из Курган-тюбе, проживающему ныне в Российской глубинке


Роза Евгения
Мимоза гения
Под каблуками скользко от гильз
Смотри, не поскользнись...

Роза Евгения
Мимоза гения
Все. Дальше некуда
А ехать некуда.
И главные беды ждут впереди
До полной победы — два века пути
А может — все три...

Роза Евгения
Мимоза гения
Любовь — предпоследняя пуля
А песня — последняя
Прежде чем пасть, нужно встать во весь рост.
И, в общем, плевать, за кого будет тост.

Смерть удивляет отсутствием смысла
Жизнь убивает отсутствием смысла
Все исчезает — и дым коромыслом
И наши ничтожные глупые мысли

Роза Евгения
Мимоза гения
Роза Евгения
Мимоза гения...

(30.06.95)


ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА ЗВУКОВАЯ АРТЕЛЬ
 

...В газете аз работал, and all the times ходил среди людей, смотрел around-round. And every new day мне что-то обещал хорошее. Suddenly, забредя в газетных целях на съезд мучителей гитарных (их называли бардами тогда), я обнаружил там друзей двоих, увиденных на сцене. Им было 23, мне 26. Я мысленно представил всех нас троих как некий симбиоз честолюбивых элементов. Все так и вышло. И это было больше чем любовь. Так встреча 1 апреля 1989, в блестящий ясный ебнашудский день, означила рождение ЗА. 17 мая мы первый раз взошли на сцену, вернее, на арену цирка. В июне первый был записан альбом магнитофонный у Кайда на квартире. И впереди до самой до Войны был год почти что счастья полного: концерты чуть не каждый день. Стихи, ночные телефонные звонки друг другу. Свет рампы, девушки, тусовки и любофьки. Тот год был пышен славою мирской. Он весь нам целиком принадлежал. Мы вполне могли друзьями называть друг друга. Да так оно и было. Артель взошла, как на дрожжах, на девичьих оргазмах. Они же и
сгубили наш дружный коллектив весёлых лётчиков и гениев беспечных...

Теперь вся наша троица рассеяна по лику Земли. Живем не только в разных городах, но — в разных временах и странах. И дружба старая забыта. Забыта, как и прежняя вражда. Сей семя, как гласит Екклезиаст, и утром сей, и вечером, и ночью. А урожай — другие соберут.


ПОЛЁТНО-ЭРКЕРНАЯ ЯВЬ

 

...Я о стекло манометра гашу окурок свой и говорю себе: плевать, еще мы полабаем вместе. Как знать, но что-то окончательно ушло. И это нечто было настоящим, без привкуса тусовочной трепни. И ни одной любимой не понять: как это было важно вам обоим.

Там, где я был, откуда улетел — нет дела до меня. Подумаешь, придурок полупьяный, взбив пену на поверхности небес, со свистом хулиганским канул в бездну как некий баллистический снаряд. И хрен с ним — пусть летит, от нас-то не убудет. Keep`em flying! Один святой Содома не спасет. Содом живет, завидуя Гоморре.

А я лечу в мой вечный Ебнашуд на стареньком несильном самолете, и грею душу сладкой мыслию, о том, как вскоре будем водку пить, и петь, и плакать в церкви рок-н-ролла — на кухне у сестренки Али. И будет рядом трансцендентный Кайд. Он там еще живет и пишет песни. О горечь — пища для гармоний!


ПЛАСТМАССОВЫЙ ЦВЕТОК
 

В куртке из «чёртовой кожи», с чудовищной догиней Багирой на поводке, со спутницей по кличке Леда бас-гитарист Олег Назаров вошел в ZА. Через год он вышел, ведомый под руку своей женой и нашей скрипачкой Инной, аккуратно вырезавшей из нашего первого альбома песни любимого супруга. Леда по всем законам продвижения небесных тел стала моей спутницей по кличке Баба Киса (Ульянова-Леннон). И случилось это гораздо раньше ухода баса и скрипки. Это и повлекло, собственно, их уход. Индийские учёные считают, что нет в мире ни плохого, ни хорошего. А есть лишь соответствие и несоответствие, протяжённая в букете континуумов битва гармоний разных порядков. В момент паса мой нападающий оказался впереди игроков линии обороны, и я попал в положение «вне игры»… Взаимная ревность в узком кругу не могла не привести к расколу. Ржа поела струны, отвалился хой... Вместо разрешающего аккорда зазвучала пауза неопределённой длительности.

Какой, скажи мне, Шикельгрубер
Зачал тебя, о мерзкий любер?


ДВА ЭТЮДА
 

Зачем, mein Fuhrer, ты покинул унылой юности честолюбимца убогий и опрятный городок? Затем, чтоб спеть бездарным трупоедам свой непонятный рок-н-ролл, ответишь ты, посмертно упакованный пилотик. (Иль, может, до сих пор стараньями тибетских и сионских мудрецов, над вольными саваннами Мадагаскара уже полсотни лет с рассветом восстает натруженный твой фаллос, дабы остынуть сладко на волнах прохладного отшельника-пассата?)
 

Стихи провинциальных сторожей по поводу неведомых нью-йоркам реминисценций на тему стенгазетных словоблудств в уездных и кромешных РОВД пусть будут о любви: есть прелесть и в раешных русских девках, их пряный антисанитарный вкус нам не заменит парфюмерья туберкулезных петербургских дам и малодушных див столичных. Джакузи существуют для грязнуль. Для чистых душ сгодится водный душ (изобретенный итальянцем Торричелли в попытке выгнать чистый самогон).


MEIN KAMPF GEGEN HERRN KEIT (My struggle against mister Kide)
 

Наша мировоззренческая борьба с м-ром Кайтом полыхала на ста тридцати шести фронтах. Но основным был конфликт по поводу написания одной буквы в его имени. Позаимствованное мною для его внутритусовочной клички (так получилось, что Господь сподобил меня быть соавтором неотставучих кличек почти для всех моих друзей и знакомых) имя Kite из песни Джонушки Леннона «The Benefitz Of Mr.Kite» он упрямо переделал на свой лад: Kide. Не возжелал, видимо, гордый орел Kide прослыть элементарным хищным коршуном (kite), а возжелал остаться в памяти народной просто «добрым дяденькой» (Kind, kindness).

Теперь, когда мирный договор между нами давно уже подписан самой жизнью, я все еще эмпириокретинически отношусь к канонизированному Kide’ом начертанию его имени. Вроде бы, имя является собственностью его носителя (с этим согласны были в свое время даже самые упертые бандиты из крайнего левого крыла РСДРП(б)). Тем более, что Kide бегло владеет разговорным английским, чего не скажешь обо мне, подлеце.

Мои зловещие военные планы в отношении друга подпитала недавно некая особа женского происхождения, проживающая на постоянной основе в Юньен Киндоме. Так, она рассказала о бытийствующем в городе-герое Эдинбурге (Шотландской волости) своем знакомом по фамилии Kyde. И заметила, что люди с фамилией «Kide» ей не встречались. Мол, для Великобританщины нехарактерно. Я показал ей, этой дуренции из Етиматьбурга, письмо моего друга Кайда, чтобы эта империалистка поучилась, как надо правильно писать имя. Где как не у нас в Таджикистане можно еще встретить человека, знающего как надо правильно говорить и писать по-английски? Ну не в Англии же, в самом деле?

Видимо, из присущего мне духа противоречия, я целиком переметнулся на сторону Kide’а и стал доказывать этой расфуфыренной бездари (она якобы художница, но, по-моему, не тем местом рисует) ее неправоту. Беседа завершилась полной фиаской этой сисястой и голенастой иуды в юбке: она отвалила на полном ходу. Очень разобиженная, хотя по-прежнему сексуально привлекательная. А я, остудив пыл тремя бутылочками «Туборга», выкурил псевдосигару «Кафе крим» и призадумался в некотором разочаровании от не сложившегося в пылу полемики намечавшегося между нами кресло-кроватного консенсуса. И во время хода мыслей логически пришел к сомнению: а может быть, она права? И не надо было мне спорить с ней... Дурак я, дурак... Верно сказано: иногда лучше жевать собственные сопли, чем говорить. А, может быть, лучше жевать всегда?.. Вот так, из-за своей глупости, мне не удалось в тот славный майский вечерок поставить себе еще одну звезду на фюзеляж... Похоже, морально я давно уже готов к приобретению в секс-шопе надувной резиновой красотки. «Спасибо за покупку!» 50 рублей, и — до свиданья!..

Итак, я пришёл к выводу, что красота этой псевдоангличанки вульгарна и недостойна моего пристального к людям внимания. Так завершилась возникшая на пустом месте многовековая моя борьба против И.О. моего лучшего друга мистера Кайда.



ДЭВИЩЬКЯ
(Душанбинская народная песня)

Тум-баляки-тум
Тум-баляки-тум
Тум-баляки-тум
Тум-баляки-тум

Душанбински горсада
Музичка играица
И красивим дэвищькям
Тудым-судым щляица

Белий щляпка из махер
Галава балтаица
И балшой сабачий цепп
На груди матаица

Дэвищькя, дэвищькя
Ти такой хароший:
Там в Ригари есть ищяк
На тибе пахожий!


Если мой твая палюбит
Мой твая кищляк видёт
Мой твая пацилаваит
Мой твая калим даёт

Если твой мая ни любит
Мой на речка Вахш идёт
Галавам с разбег брасаит
И па речкам папливёт

Дэвищькя, дэвищькя
Ти такой хароший:
Там в Ригари есть ищяк
На тибе пахожий!


Вот пирходит хитрий дохтур
Хитрий дохтур-щипана
Хощит зделат апираций
На мой балной живата

Кищкя-мищкя вириваит
И брасаит на писок
Каждий птищькя падлитаит
И мая кищька клюёт

Дэвищькя, дэвищькя
Ти такой хароший:
Там в Ригари есть ищяк
На тибе пахожий!


Тум-баляки-тум
Тум-баляки-тум
Тум-баляки-тум
Тум-баляки-тум
 


NECRODIPHIRAMBUS


«Нет на свете ничего приятнее, чем лыжная прогулка по зимнему лесу...»
В.И.Ульянов(Ленин). Из письма Н.К.Крупской

 

Витя Макаров умер. Неловко было без отчества называть его, но он сказал, что так нам легче будет общаться, и что творец не имеет возраста. Потом уже Кришна сказал, что душа любая столь же древня, как сам Господь. Один раз я гостил у него в N-ске — глухоманском городке-тупичке, куда он приехал из Душанбе, спасаясь от погибели. Там ему не с кем было поговорить, и мы два дня общались. Он вспоминал свою жизнь в Душанбе. Я слушал и чувствовал себя почти что всамделишным литератором. Рокнролльная собака Джесси из солидарности бродила вместе с нами по леску, по пустопорожним улочкам городка, где интересы жителей, очевидно, сводились к поискам с утра самогона, для опохмеляции и продолжения начатого. Джесси с интересом вдыхала запахи глубинки, молча и серьезно знакомилась с местными присмиревшими собаками, с ленцой, нехотя, как бы для проформы, дабы поддержать честь всей собачьей нации, гоняла кошек и
голубей. Те, дабы не разочаровывать собаку, делали вид, что очень её боятся… Но в основном жучка тёрлась возле нас, видимо, прислушивалась к разговору. Кто знает, быть может, в следующем своём воплощении Собака Джесси станет законодательницей литературных вкусов, вторым Белинским или, на худой конец, Чернышевским? Или (страшно подумать!) - мудрым руководителем какой-нибудь захолустной планетки?..

...Я опаздывал на электричку, Витя провожал меня до недалекой окраины. Хватался за сердце, оно уже еле работало. Мы расцеловались на прощанье. Не хотелось ему отпускать меня, как будто знал, что не встретимся в этой жизни. Я обещал приехать, почти бегом удаляясь от одинокой фигуры писателя на фоне столь любимых им русских березок. От N-ска до станции надо было топать километров пять по хорошему шоссе...

..Год собирался. И вот, узнал от «вынужденного переселенца» Славы И., бывшего фотокора одной из ебнашудских газет, о том, что Витина душа сбросила ненужную одежду. Посмотрел я дома колдовским внимательным глазом на Витину фотку: и точно — Витина живая аура улетучилась с даггеротипа начисто. Я несколько опечалился: не выпить нам больше с ним водки, не поговорить по душам. Но и был (нет, слово «рад» здесь явно не подходит) горд, что ли, увидеть эту жизнь как завершенный фрагмент великого пути, как хорошо выполненный урок. Ощущение было хорошее. Не оттого ли, что Виктора Андреевича я воспринимал в свете идеального, религиозного? Быть может. Я в те дни как раз впервые прочитал «Бхагавад-гитушку» и находился в состоянии лёгкого мировоззренческого опупения…

…Нам удалось общаться в этой жизни недолго, не более трех дней в сумме. Но этого оказалось вполне достаточно, чтобы понять и полюбить друг друга, стать друзьями...

Он печалился, его угнетала тоска: рукописи его, которые никогда не обретут плоти книг. Разве это так важно? Теперь уже, наверное, нет. Хотя, я уверен, что вся настоящая литература будет востребована. В свое время. Писатель, мать твою, возрадуйся, что Господь дал тебе время написать книгу. Печатание не твоя забота. И не слишком ли ты много хочешь, надеясь получить гонорар при жизни?

Время - Великий Гуру, разрешает все недоразумения. Школа жизни с английским уклоном. Помер — значит все понял. Почет и слава — эту школу и я-дурак проходил. Нетрудно вовсе, сплошные утехи разума да радости плоти. С радостью школу одиночества и забвения принять: вот задача. Принял: и нет их в помине. Какое там еще одиночество, скажешь ты, когда вокруг сплошная тусовка? В одном только кишечнике 3 килограмма живых существ обитает (правда, поэзия и живопись практически не всегда входят в круг их интересов). Укроп тебе улыбается с каждой грядки. Кришны-облаки твой мультипликационный сон стерегут зоркими овчарками.

Витя обрел состояние духа. Как большевик: через не могу, через не хочу. Надо — значит надо, как объяснял принцип добровольности один замполит (при этом он еще и бил смертным боем своих воспитанников). Помирать всегда неохота. Когда встречу Витю, улыбнемся друг другу, обнимемся, обрадуемся. Трансцендентально. Тепло. Светло. Замечательно.

Ты заметил уже: одни и те же души окружают нас всегда. С одними и теми же женщинами спим, и лабаем в одном и том же составе. С неприметными девиациями тудым-сюдым делаем. Наконец-то я, кажется, стал в натуре это понимать.

В прошлой жизни Виктор Андреич Макаров был официальным писателем и даже членом Союза писателей. Занимал всякие большие посты, был одно время помощником министра культуры. Он был очень добр ко мне, считая меня собратом по перу. Заочно мы были знакомы давно. Он помнил меня еще по работе в тамошнем литературном журнале. Правда, тогда я не смог бы даже попасть к нему на приём — он был великим чиновником, от воли которого зависели судьбы писателей и их книг. Он заведовал государственным книжным издательством. Как-то меня вышвырнули из журнала за самовольное опубликование (наш редактор в это время проводил
отпуск в Коктебеле) повести моего пензенского приятеля Андрея Рубцова. Собственно, это был примитивный «наезд» на нормальную литературу старых партийных и национальных «кадров», чьи бездарные книги печатались большими тиражами, хотя никто никогда их не читал. Я оказался в роли «стрелочника» и подобру-поздорову уволился. Сердобольный Вовка-писатель (похожий ликом на лубочного древнерусского витязя), мой коллега по «Памиру», привёл меня в кабинет к большому начальнику Вите Макарову, с просьбой дать мне работу. Но Виктор Андреевич даже не стал говорить со мной…

…Несколькими годами позднее, переселившись в Дикое Поле (Einige progressiven Gelehrten rechnen aus irgendeinem Grunde, dass Russland unsere historische Heimat ist), он прочел в местном «толстом» журнале одно из моих гениальных произведений, вспомнил имя и разыскал меня в редакции заштатной провинциальной газетёнки, где я за жалкие гроши растрачивал впустую Божий дар владения пером автоматической ручки. В N-ске, куда я отправился к нему в командировку (за «вестями из глубинки»), вместе с ним жила супруга его Т., добрая душа. Там круг Витиного общения был крайне узок (подобно кругу декабристов), что бросалось в глаза в сравнении с былым шествием писателя по "столбовой дороге". Некий доморощеный художник с уклоном в авангардную иконопись. И еще набожная В.М., летняя путешественница по «святым местам», примечательная своим лаконизмом и монастырско-ортодоксальным мировоззрением неплохая писательница о быте шудр. Простые люди в «гнилых местечках» как везде — просты и задушевны как три копейки. Поселковая "интеллигенция" по-мещански вычурна, до невозможности провинциальна, амбициозна, эгоцентрична, по-квасному патриотична и ксенофобична. К примеру, здесь вам за вечерним «самоваром» под тиканье китайских часов-«ходиков» между прочим (смотрите, не поперхнитесь чаем!) сообщат о национальности Спасителя (Пророк Иса, он же Иешуа Галилеянин, оказывается, был русский). За что, собственно, и поплатился. Вам скажут, что жизнь бедна на Руси оттого, что воду баламутят и всё воруют «нерусские». Провинциальный шовинизм, по-видимому, является в определённой степени реакцией на дань смертей, которую щедро платят малые российские селения Афганистану, Чечне и пр. Кармические связи «простого народа» от века тяжелы и вязки. В основании их, разумеется - чудовищное невежество, рабское самоощущение. Горе земле, в которой власть находится в руках людей низкого происхождения и рабов, говаривал Старичок Коля (Roerich). Ещё он говорил: Do not live in bloody places! Дурная карма, оказывается, имеет свои запахи - скверного самогона, гниющей древесины, крови…

…Запах ножного пота, который приводил в состояние административного омерзения пастыря миллионов немытых существ и кающегося отцеубийцу - императора-батюшку Александра II-го… Скушно и тошно от бесед с поселковой интеллигенцией делается почти мгновенно. Куда приятнее бывает выпить самогону и поболтать о чём-нибудь пустом (желательно обойтись без чтения вслух доморощенной «нетленки»). Авось, вечеринка обойдётся без мордобоя и поножовщины...

В деревне лишь три вещи достойны Подобия Божьего - любовь, молитва и труд на земле. В том случае, если все эти три вещи гармонически переплетены между собой. Всё же иное отдаёт бесовщиной… Мелкие бесы. Просто бесы. Уходящая уже третью сотню лет натура, всё никак не могущая уйти. Поскольку заменить её нечем. Мне так это видится, с моей «колокольни» уроженца столичного города. А ведь здесь наверняка живёт любовь. Только мы с Виктором Андреичем здесь чужие, внутренне инвалидизированные. И вероятно поэтому Господь не открывает нам дорог, которые мы наизусть прошли в прежних жизнях. Впрочем, все эти спекуляции - подобны бензиновой отрыжке. Это именно спекуляции, то есть, пустопорожние рассуждизмы. Ведь за ними нет ничего кроме раздражения неудачника.

…Скучно с людьми, живущими под кочкой. Скучнее даже, чем на кладбище. Там-то хоть не услышишь «вумных» речей. И только вечная девушка-природа не разочаровывает никогда.

...В N-ске два места запомнились: мост через N-ку (с него рыбу ловят) — в том месте эта речка чистая, узкая и бурливая, это уже потом, в районе облцентра, пройдя сквозь жестокую гестапу водозаборного хранилища, она становится грязной, широкой и ленивой. Там еще есть горка известняковая с обнаженными миллионолетними пластами отложений, гору словно бы экскаватором гигантским пытались срыть, и на полдороге бросили эту затею. На вершине горки темные сосны растут очень густо. Кривые их корни торчат над обрывом. Кажется, вот-вот деревья сорвутся вниз. Одна сосна под углом 45° росла, видимо, «косила» под Пизанскую башню. Воздух особенно чистый, без токов электричества. «При чём тут природа, сосна и река?» - спросит умеющий читать. А я отвечу: «А при чём здесь мы?»…

...Я читал как-то один рассказ Витин. Очень трогательный и очень традиционный, в лучших классических традициях написанный: воспоминание о довоенном детстве в Ленинграде. Там про девушку неписаной красоты, в которую была влюблена вся улица. А девушка гордилась своей красотой. Но после того, как трамваем отрезало ей ногу, не смогла смириться с потерей статуса красавицы. И выкинулась из мрачного петербургского окна на дно ещё более мрачного петербургского двора-колодца. Рассказ вполне документальный, его героиня существовала в натуре, и даже нянчила будущего прозаика Витю. И еще я удостоился чести прочитать стихи, которые Виктор зачал писать лишь в последние месяцы жизни. Про обиду на Россию-матушку, что так немилосердна к этническим россиянам — вынужденным переселенцам из стран СНГ. В общем, в струе всей великой литературы — почти детская жалоба на трагизм положения в пространстве и времени. Ох уж эта «совковая» привычка - мыслить «всеобщими» категориями, рассуждать о судьбах мира, хотя полезнее было бы просто помыть полы в своей собственной квартире и починить протекающий унитаз…

…Чаадаевщина какая-то с достоевщиной пополам. Безумец Чаадаев, между прочим, родом из этих мест. Да и Белинский («Великий Читатель Всех Времён И Народов») - тоже. Вечное это недовольство собой, ощущение бессилия головы и рук…

…Я, конечно же, тоже переживал всё это с болью, как всякий рефлексирующий интеллигентишко. И мои мысли самому мне казались жестокими. Ну какое право я имел «тыкать» больному старику, куда более меня опытному (опытному в чём - в Great art of life in the material world?)…

…И сердечко-то его уже едва потикивало («сердце долит», позднее я с наивным восторгом подумал, «долит» — это новый образный глагол, но оказалось, что газетная корректорская опечатка, правильно — «болит»)... Как я понимаю, Господь назначил меня в последние друзья Виктору Андреевичу, дабы скрасить его уходящие дни мудрой утешительной беседой. И мне — урок. Может быть, предупреждение о том, что и меня самого ожидает впереди...

Да ничего новенького, наверное — болезни, старость, духовное одиночество. Ему 62, мне 35 - вот и вся между нами разница. Но, быть может, он был (или будет) моей любимой четвёртой дочерью, а я - его прадедушкой, а Собака Джесси выступит на сцену кровавой истории XXII века как Первый
Президент Планеты Земля (это будет мужчина африканского происхождения по фамилии Бантустан или Банатан)… Между прочим, по мнению доктора волшебных наук мистера Т.Лобсанга Рампы, душа собаки никогда не получит в удел скафандр человеческого организма. У собачьих душ - свои валгаллы, своя межпланетная иерархия, своё место будущей службы, своя функция в ведомстве Всевышнего. Посему моя напыщенная фантазия на тему Джессиного будущего не имеет перспективы. Верно одно, согласится со мною многоуважаемый Т.Лобсанг Рампа: то, что Собака Джесси вечно будет моим другом. Я, подобно многим прогрессивным учёным, полагаю, что жизни меняются, но мы вечно тусуемся с одними и теми же душами. Все мы, живущие сейчас и читающие эти слова, являемся не просто «современниками». Все мы сверстники. И учимся в одном и том же классе. Конечно же, большинство из нас учится неважно. Ну да ничего, понадеемся на милость Экзаменатора. Главное - стараться, побольше читать умных и добрых книжек. Думать. Молиться. Любить, сажать деревья, жалеть птичек и т.д., и т.п..

…Трудно умирать писателем, особенно, если ты понял вдруг нечто очень важное, а сказать об этом не можешь. Некому. Да и кому нужны откровения умирающего?.. Кому может пригодиться чужой, непрожитый опыт?.. Разве удалось, скажем, Пушкину хотя бы в малой степени поделиться с людьми своим восторгом от жизни?.. Нам достались всего лишь его стихи - прекрасные, но всё-таки, объедки со стола пиршества светлой души… Вероятно, той встречи оказалось достаточно для нас обоих. В той встрече заключён был какой-то скрытый смысл. Мы оба чувствовали это интуитивно. Но смысл нам не открылся даже после хорошей порции самогона. Все-таки, жизнь прекрасна: даже грусть от смерти подтверждает сию истину. А что есть во Вселенной кроме жизни? Всюду жизнь, куда ни кинь. В те дни я занимался вдумчивым чтением Бхагавад-гиты и Пуран, поэтому мозги мои постепенно очищались (очищение это или засирание, кто мне скажет?) от былых иллюзий, и мир представал в новом виде, в светлом свете светоносных религиозных идей и идеек. Поэтому я уже не смог всерьёз опечалиться от невозможности повидаться с живым дядей Витей. Школа. Шлока. Монпенисуально. Не зря всё, если ты начал задумываться над смыслом бытия. Это замечательно, поскольку если существует на свете истина, то она вечна, и даже смерть для нее не досадная помеха, а успешно сданный экзамен для перехода в следующий класс. Некогда я отбывал крепостную повинность в военно-строительных войсках СССР. Одной из многочисленных моих обязанностей было писание кумачовых лозунгов для начальства вообще и для замполита в частности. Всю эту фашистскую галиматью водружали на крыши казарм в дни революционных и прочих совковых праздников. Чтобы «радовало глаз» ожиревшим майорам да полковникам. Ныне же, в дни, занятые медитативными размышлениями и молитвами, я воспринял уход еще одной доброй души почти как праздник. Не так ли с радостью принимали смерть христианские мученики, исламские смертники, индийские йоги, японские камикадзе? Какими лозунгами можно было бы украсить храм моей радостной религии? Какие лозунги я написал бы переливающимися радужно анилиновыми облаками по трансцендентальному небу Райской Замполитщины?

ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА НАСТОЛЬКО, НАСКОЛЬКО ПРЕКРАСЕН ТЫ САМ!
ИЗУЧАТЬ ТРАНСЦЕНДЕНТНУЮ НАУКУ НАСТОЯЩИМ ОБРАЗОМ!
ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ВАЖНЕЙШИМ ДЛЯ НАС ЯВЛЯЕТСЯ ИСКУССТВО
ЧИСТОГО БЕСПРИМЕСНОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДУ!

 

Как жаль, что с Витей мы тогда не успели договорить: я опаздывал на электричку. Сев в вагон, я, чтобы не терять времени даром, тут же мысленно накидал план будущей моей статьи под рубрикой «Встречи в провинции». Она вышла в свежем номере газеты. Кому нужна была эта дурацкая статейка? Стоило ли так спешить?

Стоило, думаю. Виктора Андреевича мои печатные слова успели чуть согреть. А я получил за статью маленький гонорар и купил свежего душистого хлебушка (тело Божье) и вкусного красного вина (Его кровь). Причастился и воскликнул мысленно: Слава Богу!

 

на страницу "ЛИТЕРАТУРА"на главную

Copyright © oldjohn, 2003. All Rights Reserved

Hosted by uCoz